Вы считаете себя человеком, который принимает только тщательно продуманные, логические решения? Спешим ваc разочаровать: за последние десятилетия исследователи обнаружили довольно широкий спектр ошибок нашей психики, которые мешают рациональному мышлению. Давайте рассмотрим самые главные из них.

1. «Систематическая ошибка выжившего»

«Систематической ошибкой выжившего» называется тенденция людей обращать внимание на «победителей» в определенной сфере и пытаться следовать их примеру, полностью игнорируя тот факт, что в этой же сфере есть «проигравшие». Звучит непонятно? Сейчас объясним.

Почти каждый день в том или ином СМИ можно встретить статьи об известных и успешных людях с заголовками вроде «Марк Цукерберг: как бросивший колледж парень стал миллиардером», или «Уникальные секреты тренировки от Леброна Джеймса». Факты из биографий знаменитостей преподносятся как универсальные рецепты для достижения успеха. Но никто не напишет статью о том, что существуют сотни тысяч людей, которые тоже бросили колледж, но вместо огромного состояния «нажили» лишь долги и депрессию. Никто не задумывается о том, что тысячи парней тренируются точно так же, как и Леброн – но никогда не выйдут за пределы институтской баскетбольной команды.

Мы ошибочно переоцениваем советы или пути к достижению успеха одного «победителя», не располагая информацией о том, сколько «проигравших» пользовались теми же стратегиями. А, следовательно, мы не можем утверждать, насколько эффективной является та или иная стратегия.

2. «Отвращение к потерям»

Отвращение к потерям обозначает склонность людей всеми силами избегать убытков. Так, исследования показывают, что приобретение лишних 10$ не вызовет у людей каких-либо сильных эмоциональных ощущений, а вот потеря той же суммы способна заставить многих довольно сильно расстроиться.

Страх потерять то, что у нас есть, заставляет нас принимать глупые иррациональные решения. В результате, мы слишком сильно держимся за уже имеющееся, боясь воспользоваться новыми шансами.

Простая иллюстрация этого феномена: представьте, что вы купили новую, ничем не примечательную пару обуви, которую носить оказалось не очень удобно. Вы понимаете, что имеет смысл отдать ее, к примеру, на благотворительность, но почему-то с ней очень грустно расставаться: ведь это ваша вещь. Это – воплощение отвращения к потерям.

3. «Эвристика доступности»

Наш мозг часто совершает ошибку, определяя важность события в соответствии с примерами, которые легко и быстро приходят на ум.

Исследования ученого Стивена Пинкера из Гарвардского университета показали, что наше поколение живет в самое мирное время за всю историю человечества. Большинство людей, услышав об этом, искренне изумляются: а как же военные действия, теракты, преступления и несчастные случаи, о которых мы слышим в новостях по несколько раз в день? Ответ заключается в следующем: мы действительно живем в самое мирное время, но мгновенный доступ к информации о любом несчастном происшествии в любом уголке Земли заставляет нас поверить в то, будто раньше подобные бедствия происходили намного реже. Это не так — на самом деле, они происходили гораздо чаще, просто информация об этом не распространялась по всему миру.

Мы переоцениваем события, о которых помним и знаем, и недооцениваем то, о чем можем быть не в курсе.

4. «Эффект привязки»

Представьте, что вы решили купить обычный бургер. Зайдя в закусочную, вы видите объявление: «Можно выбирать не больше 6 видов сыров на один бургер». Первая мысль, которая пронесется в вашей голове: «Это абсурд, зачем нужно столько видов сыра в одной булочке?». Через секунду эта мысль сменится другой: «Какие 6 видов мне выбрать?». И это несмотря на то, что изначально вы вообще не планировали брать так много сыра, а объявление казалось вам нелепым.

Это – иллюстрация эффекта привязки, когда человек выбирает цифровые значения, близкие к увиденным ранее числам.

Неудивительно, что этим приемом чаще всего пользуются в рекламных целях. Так, $500 за наручные часы может показаться вам неоправданно высокой суммой, но, если, зайдя в магазин, вы первым делом увидите на витрине часы за $1500, а потом уже за $500, эта цена внезапно покажется вам очень даже приемлемой.
Если бы не эффект привязки, многим крупным компаниям не удавалось бы продавать и половину того объема продукции, который они реализовывают.

5. «Склонность к подтверждению своей точки зрения»

Этот термин обозначает тенденцию человека искать и отдавать предпочтение той информации, которая соответствует его убеждениям, при этом игнорируя и обесценивая информацию, этим убеждениям противоречащую.
К примеру, человек, который всерьез обеспокоен проблемой глобального потепления, будет склонен выискивать и читать статьи о сохранении окружающей среды, климатических изменениях и возобновляемых источниках энергии. При этом человек, который в эту проблему не верит, будет отдавать предпочтение статьям о том, что глобальное потепление – это миф. Таким образом, оба останутся каждый при своих убеждениях.

Этот феномен очень осложняет попытки изменить свое мнение о чем-либо. Чем больше мы верим во что-то, тем больше мы игнорируем информацию об обратном.

Знание об этих и других ошибках, которые порой совершает наш мозг, может помочь нам контролировать собственное мышление и принимать более взвешенные решения.