Экономист Ричард Талер в этом году получил Нобелевскую премию за то, что объединил экономику с психологией. Он стал одним из первых, кто сказал: в поведении человека при выборе нет ни малейшего намека на рациональность. Люди – не роботы и не подчиняются законам разума и логики, как того ожидает традиционная экономика.

Труды Талера – настоящий клад для маркетологов, которые только и думают о том, как “заставить” вас потратиться.

Так, например, заходя в супермаркет или закупаясь в интернет-магазине, вы попадает в ловушки, специально расставленные опытными маркетологами.

С другой стороны, предупрежден – значит вооружен.

Гарвардский профессор Брижитт Мадриан, которая специализируется на поведенческой экономике, говорит:

Зная, где находятся ловушки, намного проще их избежать.

Существует 3 способа, которые помогут вам принимать финансовые решения более грамотно.

1. Старайтесь ловить себя на моменте, когда принимаете решение иррационально.

По словам Талера, традиционная экономика строится на положении, что все люди весьма разумны и прекрасно владеют собой: ежемесячно откладывают деньги на будущую пенсию, а потом выгодно их инвестируют.

На самом деле большинство людей не умеют хорошо считать, а их расчеты ограничены собственным сознанием.
Талер объясняет это на примере “умственного учета”. Так, каждый из нас, держит в голове что-то вроде набора копилок: на питание, одежду, коммуналку, путешествия и т.д.

Безусловно, подобный учет невероятно упрощает нам жизнь, но он далек от совершенства.

Поэтому проанализируйте свое поведение. Вы всегда считаете свои расходы в голове? Если да, то заведите блокнот, чтобы фиксировать все доходы и расходы – это поможет взглянуть на положение дел более объективно.

2. Контролируйте свои действия

В своих работах Талер ввел понятие “подталкивания” (nudge), утверждая, что правильное решение людям нельзя навязывать, но нужно предложить так, чтобы они увидели в этом свою выгоду.

Ученый считает:

“Если вы хотите, чтобы люди сделали что-то, уберите перед ним все преграды”

Маркетологи уже давно используют этот прием, заставляя вас покупать так, что вы и не замечаете.

Например, если вы зайдете в интернет-магазин одежды, большинство из них предложат вам бесплатный купон. В результате, вы сделаете покупку, будучи уверенными, что “выгодно” сэкономили. На самом деле, вас ненавязчиво “подтолкнули” на трату денег.

Старайтесь контролировать свои действия – покупайте только в том случае, если эта вещь вам нужна, а не ради заманчивого купона.

3. Умейте взвесить все “за” и “против”

Было ли у вас такое, что вы купили абонемент в фитнес центр, но сходили туда максимум 3 раза?

Почему так происходит?

Потому что внутри нас уживаются 2 человека: тот, кто планирует и тот, кто действует. И само собой иногда между ними случаются перепалки.

Например, вечером, после работы, один из них твердит вам, «сходи на тренировку, ты можешь!», а другой настойчиво шепчет «иди домой, выспись наконец».

В результате мы вообще не понимаем, зачем сделали покупку.

Как с этим бороться?

Профессор Мадриан советует завести себе правило, которое будет тормозить вас, когда вы собираетесь потратить много денег. Например, у родителей Мадриан было правило не тратить более 500 долларов не взвесив все “за” и “против”.

Заведите себе такой же лимит на покупки более 3, 5, 10 или 20 тысяч рублей в зависимости от ваших финансов.

Исследования Талера также показывают, что на людей действуют так называемые “социальные предпочтения”. Нам важно, что он нас подумают люди, мы хотим соответствовать – быть принятыми обществом.

Это еще одна из причин приобрести злосчастный абонемент – показать кому-то что мы ничем не хуже, вот, спортом занимаемся. Подобное поведение опять же далеко от рациональности.

Осознайте свои слабые стороны, заведите блокнот, проанализируйте расходы, это поможет вам более грамотно принимать финансовые решения.

Рейтинг
0